Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Насколько вечны вечные муки

Протоиерей Игорь Рябко

Адские муки. Мозаика в Палермо. Фото: pravoslavie.ru

Воскресная беседа по творениям преподобного Исаака Сирина.

Споры, связанные с учением аввы Исаака Сирина

Судьбы мира и человечества, волновали людей во все времена. Не обошел вниманием этот вопрос в своих произведениях и преподобный Исаак Сирин. Восточно-сирийский историк IХ века Ишоʿднаха, епископ Басры, в своих трудах пишет о мнениях Мар Исхака, которые вызывали общие споры. Так или иначе они касались темы всеобщего спасения. Эти мнения есть как в первом томе преподобного Исаака (90-е слово), так и в той части второго тома, который был издан будущим митрополитом Илларионом Алфеевым. Но большая часть рассуждений на эту тему находится в пятом томе аввы Исаака «О Божественном промысле в мироздании», который на русский язык еще не переведен.

Нужно сказать, что сам преподобный Исаак избегал излагать свое учение новоначальным монахам и вообще тем людям, которые еще не имеют искренней и глубокой любви к Богу. Говорить об апокатастасисе можно только через опыт покаяния и изменения себя. Человек, не очистивший свою совесть, вообще не имеет права думать о Божественном милосердии – считал Мар Исхак. Если ты не пребываешь в состоянии раскаяния, то о судьбах мира тебе нечего размышлять.

Неизменяемость Божественной Любви

В результате опыта своей духовной жизни, которая для преподобного Исаака была результатом откровения, он пришел к ясному пониманию того, что Бог любит всех без различия лиц. Вселенская, безусловная Любовь Бога к людям, Его всепрощение и ничем не ограниченное милосердие вступает в противоречие со Словом Божьим, которое однозначно говорит о наказании, геенне и об адских муках грешников. Но закон благодати – это закон покаяния, которого нет вообще в Ветхом завете. Тора не предусматривает покаяние в христианском смысле этого слова.

Преподобный Исаак обращает внимание читателя на текст, который на сегодняшний день не поддается внятному толкованию (Рим. 11:25-36). В нем идет речь о том, что весь Израиль спасется. А поскольку Церковь Божия – это и есть Новый Израиль, преподобный Исаак вторит словам апостола Павла: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Бог не гневается на людей, а воспитывает их. «Имя геенны, огня и червя, который не умирает, многих удерживает от того, чтобы делать зло и творить беззаконие. А видение грядущего Суда многих облекает светом, неизреченным для уст творений».

Адские муки существуют

Преподобный Исаак вовсе не отрицал существование геенны. Более того, он указывал, что место это намного ужаснее, чем человек себе может представить. И даже краткое пребывание в нем страшнее самой мучительно прожитой жизни. Но у гееннских мучений есть свои временные пределы, по мнению Мар Исхака и целого ряда других подвижников.

Он обращает внимание на слова Евангелия о разной степени наказания для тех, «кому было дано много» и «кому мало» (Лк. 12:48). На то, что виновный выйдет из темницы, когда отдаст все до последнего кодранта (Мф. 25:5). Но понимание этого откровения, полученного им от Бога, может принести сильный вред для людей, которые не понимают, что есть любовь.

Апология Мар Исхака

Логика мысли преподобного Исаака проста. Если я знаю, что по своей жизни недостоин ни единой милости Божией, а достоин только адской муки, и при этом получаю ничем не обоснованное и незаслуженное спасение и прощение, то понимание этого чрезвычайно способствует усилению любви к Богу и желанию служить Ему одному даже до смерти и полного забвения самого себя. Бог любит человека и желает только одного – чтобы все спаслись и пришли в разум истины.

Если ты осуждаешь грешника за то, что он не такой праведный, как ты, то этим ты только показываешь, что твоя праведность не имеет никакой силы (эту мысль проводит Мар Исхак в одном из своих творений). «Притча о блудном сыне», которую правильнее было бы назвать «Притчей о Милосердном Отце», говорит о том, что Бог любит человека изначально, и будет имеет эту любовь до бесконечности. Уже то, что Бог привел нас в бытие и дал нам великий дар жизни, говорит о Его великой любви к нам. «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла опечалить нас? Где мучения, многообразно нас устрашающие и побеждающие радость любви его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает так, что тленное сие облечется в нетление Его, и падшего во ад восставит в славе». Такие идеи развивает преподобный Исаак в шестом трактате третьего тома.

Тайна геенны

Даже ад в основании своем имеет ту же Божественную любовь. То, что Бог имел от начала, будет иметь место в Нем всегда, т.е. бесконечно. Любовь Бога не может убывать или куда-то исчезнуть от того, что творение перестало Его слушаться. «Да не помыслим мы, чтобы Бога именовать немилостивым. Бог не изменяется подобно смертным». Преподобный Исаак призывает «бояться Бога в соответствии с Его любовью, а не из-за одежд Имен, в которые Он облекся».

Знание истины – это прежде всего знание Божественного постоянства. «Тайна геенны вызывает изумление и удивление для всех, кто имеет знание Божественной истины», – пишет Мар Исхак. Под «всеми», имеющими это знание, преподобный Исаак имел в виду тех, кто опытно пережил в своем сердце постоянство Божественной любви и приобщился через нее к тайне будущей жизни. Думать о том, что ярость, гнев или обида находят себя место в Божественном естестве, для Мар Исхака в высшей степени кощунственно и отвратительно. Для него это детское, ребяческое сознание. Хотя буквальное понимание Библейского текста может привести именно к такому пониманию. Но опыт созерцательной молитвы и пребывания в благодати давали право подвижникам воспринимать получаемое в них, как некое новое откровение, как то, что сокрыто за тайной Божественного промысла.

Мир – это временная школа

Любовь Бога может стать для грешников мукой. Удаленность от Источника Жизни, лишение самого себя включенности в мир неизреченного света и благости Творца, сами по себе являются тягчайшей мукой. Для преподобного Исаака Сирина нынешний век – это школа как для ангелов, так и для людей. Цель обучения в этой школе – привести всех к взрослому образу жизни. Поэтому Бог создал нынешний век слабым и изменчивым. Он есть лишь ступень в веку будущему, где мы приобретем нетление и совершенство. Но будущий век ущербен без настоящего. Потому что, не познав своей слабости и изменяемости, мы не можем оценить, что есть неизменность и постоянство. Не узнав, что есть боль и страдания, человек не оценит радость и наслаждение.

Более подробно об этой точке зрения Мар Исхака можно почитать в статье Бумажнова Д. Ф. «Мир, прекрасный в своей слабости: Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира». // Символ. – № 61. – 2012.

Праведность от дел и прощение по благодати

Интересны рассуждения Мар Исхака по поводу Ветхого и Нового завета. В Ветхом завете праведность произрастает от дел. Но в этом случае радость человека будет только о самом себе. В том же случае, когда христианин приходит к радости по благодати покаяния, а не от своих дел, он будет радоваться также и о других людях, которые, как и он сам, смогут получить то, на что не имеют права. Радость праведника более ущербна, чем радость грешника. Удовлетворенность собой, исполнившего долг и получившим воздаяние, отличается от смиренного счастья того, кто получил прощение по милости и любви.

Но при этом нужно понимать, что есть люди, которые живут подобно животным, не думая ни о будущей жизни, ни о покаянии, ни о Боге вообще. А есть такие, которые получили извещение о прощении своих грехов и предваряющий опыт воскресения. Между первыми и последними пребывают те, кто разбавляют свою надежду на прощение страхом перед наказаниями и вечной мукой. Поэтому по мысли Мар Исхака нам и нужно балансировать между страхом и надеждой, чтобы не скатиться в крайности расслабленности или отчаяния.

Страх перед вечной мукой исчезает только тогда, когда душа получает извещение о своем спасении. До этого страх должен жить в каждом человеке, который стремится к Богу.

Послесловие

Академик Л.С. Берг писал: «В науке все то, что способствует ее развитию, есть истина, все, что препятствует развитию науки, ложно. В этом отношении истинное аналогично целесообразному...» С этой т.з. нужно относиться и к богословским мнениям, которые выходят за границы данного нам от Бога Откровения. Тайны Промысла Божия и будущей жизни выходят за возможности человеческого познания и понимания в нынешнем веке. Поэтому с этой позиции вполне можно признать мнения Мар Исхака о временности вечных мук ошибочными. В наше время, когда люди вообще перестали бояться воздания и наказания за свои злодеяния, подобного рода богословские мнения принесут еще больший вред.

Сейчас в пору было бы проводить экскурсии в ад, для того чтобы показать нынешним злодеям, что их ожидает после смерти тела. Но бессмысленность такого туризма в том, что человек после увиденного хотя и перестал бы грешить, но, замкнувшись в своем страхе, он никогда бы не смог развиваться в сторону любви и доброты. Но если признать мнение Мар Исхака ошибочным, то тогда возникает логичный вопрос, а зачем я все это написал и посвятил этой теме целую публикацию? По одной простой причине. Кроме грешников, которые не боятся ни Бога, ни черта, в мире есть люди «отчаявшиеся». Они считают, что если и здесь мы живем в мире, наполненном страданиями и муками и, не видя в себе возможности улучшения, пребывая в безнадеге рабства самим себе, мы и там окажемся в состоянии адского пламени навечно, то возникает вопрос: «А зачем тогда вообще нам было приходить в этот мир? Чтобы жить и здесь, и там в нескончаемой муке? Не превратится ли тогда «дар жизни» в проклятие, которое нам вручили без нашего на то согласия?»

Дьявол, пользуясь нашим невежеством и бездуховностью, вполне логично может привести нас к пониманию Бога, как вселенского садиста и тирана. Вот тут полезно вспомнить то, чему учит нас преподобный Мар Исхак. Бог совсем не такой, каким его пытается нарисовать нам дьявол. Его Любовь превосходит всякую нашу логику и здравый смысл, и мы когда-то это обязательно поймем.


Источник

Ria.city

Читайте также

Блоги |

На 73% увеличилось количество вакансий для людей с инвалидностью в СЗФО

Блоги |

Автомобиль съехал в кювет в Томской области, водитель скончался

Авто |

Открыли движение под Каменным мостом в Воронеже

Новости России

В Москве ссора постояльцев хостела закончилась поножовщиной

Композитор Классической музыки Сергей Брановицкий представляет произведения классической музыки.

Блогерша Айза-Лилуна Ай призналась, что хочет продать сеть салонов красоты

Галина Янко: главные традиции и приметы Пасхи

Новости на английском

Online Alarm Clock for efficient time management

T20 cricket is here to stay, will take the game forward: Ganguly

'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill

Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Концерт

Концерт «Пасхальная радость» пройдет в Музеях Московского Кремля

Авто в России и мире

Дело о хищении почти 300 миллионов рублей на стройке «Сибирь-Арены» рискует развалиться в суде

МИД Германии отозвал посла для консультаций после обвинений в адрес РФ

Мультсериал «Живой гараж» – в конкурсной программе фестиваля «МультПрактика»

Цены на недвижимость не позволяют россиянам тратить маткапитал на жилье

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
WTA

Павлюченкова и Потапова не смогли выйти в финал турнира WTA в Мадриде в парном разряде



Two Skinny Pitties Reunite A Year After Rescue - The Dodo

Seven reasons Sporting are champions of Portugal

'Our fielding has let us down', says GT skipper Gill

T20 cricket is here to stay, will take the game forward: Ganguly