Блоги |
Демонический Яхве в Еврейской Библии 10
В Еврейской Библии отсутствует категория существ, которые могли бы называться демонами в общепринятом смысле, т.е. категория сверхъестественных злых существ, противостоящих благому Богу.
При этом в окружение самого Яхве входят божества, наделённые определённо демоническими характеристиками. С таким божеством мы сталкиваемся в рассказе об Исходе. В одном из его вариантов Яхве сам проходит среди египтян и истребляет их первенцев: «И сказал Моисей: так говорит Яхве: в полночь я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более» (Исх. 11, 4-6). Сходный образ Яхве, истребляющего на этот раз самих израильтян, встречается в Книге пророка Амоса: «На всех улицах будет плач и на всех дорогах будут восклицать: “увы, увы!”… и во всех виноградниках будет плач, ибо я пройду среди тебя, говорит Яхве» (Ам. 5, 17).
В другом варианте египтян поражает язва, которая может иметь или не иметь личные черты: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами Язвы истребляющей (negep̄ ləmašḥit), когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12, 13).
Столь же трудно сказать, имеет ли личные черты язва проказы, которую Яхве обещает наводить на дома евреев: «И сказал Яхве Моисею и Аарону, говоря: когда войдёте в землю Ханаанскую, которую я даю вам во владение, и я наведу язву проказы (wənatatti nega‘ ṣara‘at) на дом в земле владения вашего…» (Лев. 14, 33-34). (Далее в этом тексте Яхве объясняет Моисею и Аарону средства борьбы с им самим же наведённой язвой.)
Наконец, в третьем варианте рассказа об Исходе речь идёт об Истребителе, который уже определённо является отдельной божественной личностью: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдёт Яхве поражать (linəggop̄) Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Яхве мимо дверей, и не даст Истребителю (hammašḥit) войти в дома ваши для поражения (linəggop̄)» (Исх. 12, 21-23).
То, что роль истребителя могли исполнять разные приближенные к Яхве божества, видно из рассказа о наказании Содома и Гоморры. Первоначально трое посетителей Авраама называются «мужами» (’anašim) (Быт. 18, 2). Затем один из них оказывается самим Яхве, который остаётся разговаривать с Авраамом, а двое других, отправившиеся в Содом, оказываются посланцами или «ангелами» (Быт. 19, 1) и истребителями: «Мы истребители (mašḥitim) места сего, потому что… Яхве послал нас истребить его (ləšaḥatah)» (Быт. 19, 13).
По всей видимости, разновидностью истребителей являются «каратели», которым Яхве приказывает наказать Иерусалим в видении пророка Иезекииля:
1. И возгласил [Яхве] в уши мои (т.е. Иезекииля) великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели (pəquddot) города, каждый со своим орудием истребления (kəli mašḥeto) в руке своей.
2. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращённых к северу, и у каждого в руке его орудие убийства (kəli mappaṣo), и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника.
3. И слава бога Израилева поднялась с керува, на котором была, к порогу дома. И призвал он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.
4. И сказал ему Яхве: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (taw).
5. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите;
6. старика, юношу и девицу, и младенца и жён убивайте до истребления (ləmašḥit), но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом.
7. И сказал им: оскверните дом, и наполните дворы убитыми, и выйдите. И вышли, и стали убивать в городе.
(Иез. 9, 1-7)
Посредством истребителя Яхве наказывает Израиль за перепись, которую Давид проводит по собственному приказу Яхве (2 Цар. 24, 1): «И послал Яхве Язву (deḇer) на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. И простёр Посланец (hammal’aḵ) руку свою на Иерусалим, чтобы истреблять его (ləhašḥatah), но Яхве пожалел о зле и сказал Посланцу – истребителю (hammal’aḵ hammašḥit) народа: довольно, теперь опусти руку твою» (2 Цар. 24, 13-16).
Пересказ этой истории в 1-й Книге Паралипоменон наделяет истребителя ещё более личными чертами: «И пришёл [пророк] Гад к Давиду и сказал ему: Так говорит Яхве: избирай себе: или три года – голод; или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя; или три дня – меч Яхве, и Язва (deḇer) в стране, и Посланец Яхве (mal’aḵ yhwh), Истребитель (mašḥit) во всех пределах Израиля... И послал Яхве Язву (deḇer) на Израиля, и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек. И послал Бог (ha’elohim) Посланца (mal’aḵ) в Иерусалим, чтобы истреблять его (ləhašḥitah). И когда он начал истреблять (uḵəhašḥit), увидел Яхве и пожалел о зле, и сказал Посланцу-истребителю (hammal’aḵ hammašḥit): довольно! теперь опусти руку твою… И поднял Давид глаза свои, и увидел Посланца Яхве, стоящего между землёю и небом, и в руке его обнажённый меч, простёртый над Иерусалимом» (1 Пар. 21, 11-16).
В последних двух отрывках истребитель называется словом deḇer, которое встречается в Еврейской Библии примерно 50 раз и обычно переводится как «язва» или «мор». В некоторых из этих случаев оно может использоваться как личное имя Девер, обозначающее одного из демонических служителей Яхве. Так, в 90-м Псалме он упоминается наряду с другими демоническими существами, в число которых входит Кетев (qeṭeḇ), имя которого также может быть переведено как «язва» или «мор»: «Живущий под кровом Вышнего под сенью Шаддая покоится, говорит Яхве: “прибежище моё и защита моя, бог (’elohim) мой, на которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети Ловца, от гибельного Девера... Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днём, Девера, ходящего во мраке, Кетева, опустошающего в полдень» (Пс. 90, 1-6).
Судя по поэтическому параллелизму, «ужас ночи» означает здесь «ходящего во мраке Девера», а «летящая днём стрела» – «опустошающего в полдень Кетева». Впоследствии 90-й Псалом рассматривался в иудаизме как заклятие от враждебных демонов, однако по его первоначальному смыслу Девер и Кетев – это демонические служители самого Яхве, от которых молящийся просит «бога Израилева» избавить его.
В таком качестве они упоминаются ещё в ряде текстов Еврейской Библии наряду с другими демоническими существами, в число которых входят Решеф (западносемитское божество войны и мора), Мот (Смерть), Раав (Голод), Барад (Град) и пр. Так, у пророка Аввакума Девер и Решеф составляют военную свиту Яхве, отправляющегося на войну против враждебных сил водной стихии: «Бог (’eloah) от Фемана грядёт и cвятой (qadoš) – от горы Фаран… Пред лицом его идёт Девер, по стопам его – Решеф… Ты (т.е. Яхве) восшёл на коней твоих, на колесницу твою победную» (Авв. 3, 3-8).
Пророк Исайя сравнивает с демоническими служителями Яхве ассирийского царя: «Вот, крепкий и сильный есть у господа (’adonay), как порыв Барада и вихрь Кетева…» (Ис. 28, 2). В Предсмертной песни Моисея Яхве грозится напустить свою зловещую свиту на евреев в наказание за непослушание: «Соберу на них зло (ra‘ot) и истощу на них стрелы мои: моего истребителя (mzy) Раава, моего воителя (lḥmy) Решефа и моего отравителя (mryry) Кетева» (Втор. 32, 23-24). 77-й Псалом, рассказывая о казнях, которым Яхве подверг египтян, называет его демонических слуг «ангелами зла»: «[Яхве] скот их предал Бараду, а стада их – Решефам; послал на них пламень гнева своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство Ангелов Зла (mišlaḥat mal’aḵe ra‘im); уравнял стезю гневу своему, не избавил души их от Мота, и жизни их предал Деверу» (Пс. 77, 48-50).
К демонической свите Яхве могут быть также причислены сарафы («серафимы») – крылатые змеи, убивающие огненным ядом. Во время странствия Израиля по пустыне Яхве посредством их наказывал ропщущих израильтян: «Яхве послал на народ змеев-сарафов (nəḥašim śərap̄im), и они жалили народ, и умерло множество народа из Израиля. И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Яхве и против тебя; помолись Яхве, чтобы он удалил от нас змеев (naḥaš). И помолился Моисей о народе. И сказал Яхве Моисею: сделай себе сарафа (śarap̄) и поставь его на столб, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея (naḥaš nəḥošet) и поставил его на столб, и когда змей (naḥaš) жалил человека, тот, взглянув на медного змея (nəḥaš hannəḥošet), оставался жив» (Числ. 21, 6-9).
По преданию, медное изображение сарафа, сделанное Моисеем, находилось в Иерусалимском храме до времени царя Езекии (кон. VIII в. до н.э.) (4 Цар. 18, 4). Ко времени деда Езекии Озии относится видение пророка Исайи, в котором сарафы, наделённые человеческими чертами (лицами, руками и ногами) и шестью парами крыльев, прислуживают Яхве в его храме: «В год смерти царя Озии видел я господа (’adonay), сидящего на престоле высоком и превознесённом, и полы его одежды наполняли храм. Над ним стояли сарафы (śərap̄im); у каждого из них по шести крыльев: двумя закрывал своё лицо, двумя закрывал свои ноги, двумя летал. И один взывал к другому и говорил: свят, свят, свят Яхве Воинств! вся земля полна его славы!» (Ис. 6, 1-3).
При этом в окружение самого Яхве входят божества, наделённые определённо демоническими характеристиками. С таким божеством мы сталкиваемся в рассказе об Исходе. В одном из его вариантов Яхве сам проходит среди египтян и истребляет их первенцев: «И сказал Моисей: так говорит Яхве: в полночь я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более» (Исх. 11, 4-6). Сходный образ Яхве, истребляющего на этот раз самих израильтян, встречается в Книге пророка Амоса: «На всех улицах будет плач и на всех дорогах будут восклицать: “увы, увы!”… и во всех виноградниках будет плач, ибо я пройду среди тебя, говорит Яхве» (Ам. 5, 17).
В другом варианте египтян поражает язва, которая может иметь или не иметь личные черты: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами Язвы истребляющей (negep̄ ləmašḥit), когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12, 13).
Столь же трудно сказать, имеет ли личные черты язва проказы, которую Яхве обещает наводить на дома евреев: «И сказал Яхве Моисею и Аарону, говоря: когда войдёте в землю Ханаанскую, которую я даю вам во владение, и я наведу язву проказы (wənatatti nega‘ ṣara‘at) на дом в земле владения вашего…» (Лев. 14, 33-34). (Далее в этом тексте Яхве объясняет Моисею и Аарону средства борьбы с им самим же наведённой язвой.)
Наконец, в третьем варианте рассказа об Исходе речь идёт об Истребителе, который уже определённо является отдельной божественной личностью: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдёт Яхве поражать (linəggop̄) Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Яхве мимо дверей, и не даст Истребителю (hammašḥit) войти в дома ваши для поражения (linəggop̄)» (Исх. 12, 21-23).
То, что роль истребителя могли исполнять разные приближенные к Яхве божества, видно из рассказа о наказании Содома и Гоморры. Первоначально трое посетителей Авраама называются «мужами» (’anašim) (Быт. 18, 2). Затем один из них оказывается самим Яхве, который остаётся разговаривать с Авраамом, а двое других, отправившиеся в Содом, оказываются посланцами или «ангелами» (Быт. 19, 1) и истребителями: «Мы истребители (mašḥitim) места сего, потому что… Яхве послал нас истребить его (ləšaḥatah)» (Быт. 19, 13).
По всей видимости, разновидностью истребителей являются «каратели», которым Яхве приказывает наказать Иерусалим в видении пророка Иезекииля:
1. И возгласил [Яхве] в уши мои (т.е. Иезекииля) великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели (pəquddot) города, каждый со своим орудием истребления (kəli mašḥeto) в руке своей.
2. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращённых к северу, и у каждого в руке его орудие убийства (kəli mappaṣo), и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника.
3. И слава бога Израилева поднялась с керува, на котором была, к порогу дома. И призвал он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.
4. И сказал ему Яхве: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (taw).
5. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите;
6. старика, юношу и девицу, и младенца и жён убивайте до истребления (ləmašḥit), но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом.
7. И сказал им: оскверните дом, и наполните дворы убитыми, и выйдите. И вышли, и стали убивать в городе.
(Иез. 9, 1-7)
Посредством истребителя Яхве наказывает Израиль за перепись, которую Давид проводит по собственному приказу Яхве (2 Цар. 24, 1): «И послал Яхве Язву (deḇer) на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. И простёр Посланец (hammal’aḵ) руку свою на Иерусалим, чтобы истреблять его (ləhašḥatah), но Яхве пожалел о зле и сказал Посланцу – истребителю (hammal’aḵ hammašḥit) народа: довольно, теперь опусти руку твою» (2 Цар. 24, 13-16).
Пересказ этой истории в 1-й Книге Паралипоменон наделяет истребителя ещё более личными чертами: «И пришёл [пророк] Гад к Давиду и сказал ему: Так говорит Яхве: избирай себе: или три года – голод; или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя; или три дня – меч Яхве, и Язва (deḇer) в стране, и Посланец Яхве (mal’aḵ yhwh), Истребитель (mašḥit) во всех пределах Израиля... И послал Яхве Язву (deḇer) на Израиля, и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек. И послал Бог (ha’elohim) Посланца (mal’aḵ) в Иерусалим, чтобы истреблять его (ləhašḥitah). И когда он начал истреблять (uḵəhašḥit), увидел Яхве и пожалел о зле, и сказал Посланцу-истребителю (hammal’aḵ hammašḥit): довольно! теперь опусти руку твою… И поднял Давид глаза свои, и увидел Посланца Яхве, стоящего между землёю и небом, и в руке его обнажённый меч, простёртый над Иерусалимом» (1 Пар. 21, 11-16).
В последних двух отрывках истребитель называется словом deḇer, которое встречается в Еврейской Библии примерно 50 раз и обычно переводится как «язва» или «мор». В некоторых из этих случаев оно может использоваться как личное имя Девер, обозначающее одного из демонических служителей Яхве. Так, в 90-м Псалме он упоминается наряду с другими демоническими существами, в число которых входит Кетев (qeṭeḇ), имя которого также может быть переведено как «язва» или «мор»: «Живущий под кровом Вышнего под сенью Шаддая покоится, говорит Яхве: “прибежище моё и защита моя, бог (’elohim) мой, на которого я уповаю!” Он избавит тебя от сети Ловца, от гибельного Девера... Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днём, Девера, ходящего во мраке, Кетева, опустошающего в полдень» (Пс. 90, 1-6).
Судя по поэтическому параллелизму, «ужас ночи» означает здесь «ходящего во мраке Девера», а «летящая днём стрела» – «опустошающего в полдень Кетева». Впоследствии 90-й Псалом рассматривался в иудаизме как заклятие от враждебных демонов, однако по его первоначальному смыслу Девер и Кетев – это демонические служители самого Яхве, от которых молящийся просит «бога Израилева» избавить его.
В таком качестве они упоминаются ещё в ряде текстов Еврейской Библии наряду с другими демоническими существами, в число которых входят Решеф (западносемитское божество войны и мора), Мот (Смерть), Раав (Голод), Барад (Град) и пр. Так, у пророка Аввакума Девер и Решеф составляют военную свиту Яхве, отправляющегося на войну против враждебных сил водной стихии: «Бог (’eloah) от Фемана грядёт и cвятой (qadoš) – от горы Фаран… Пред лицом его идёт Девер, по стопам его – Решеф… Ты (т.е. Яхве) восшёл на коней твоих, на колесницу твою победную» (Авв. 3, 3-8).
Пророк Исайя сравнивает с демоническими служителями Яхве ассирийского царя: «Вот, крепкий и сильный есть у господа (’adonay), как порыв Барада и вихрь Кетева…» (Ис. 28, 2). В Предсмертной песни Моисея Яхве грозится напустить свою зловещую свиту на евреев в наказание за непослушание: «Соберу на них зло (ra‘ot) и истощу на них стрелы мои: моего истребителя (mzy) Раава, моего воителя (lḥmy) Решефа и моего отравителя (mryry) Кетева» (Втор. 32, 23-24). 77-й Псалом, рассказывая о казнях, которым Яхве подверг египтян, называет его демонических слуг «ангелами зла»: «[Яхве] скот их предал Бараду, а стада их – Решефам; послал на них пламень гнева своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство Ангелов Зла (mišlaḥat mal’aḵe ra‘im); уравнял стезю гневу своему, не избавил души их от Мота, и жизни их предал Деверу» (Пс. 77, 48-50).
К демонической свите Яхве могут быть также причислены сарафы («серафимы») – крылатые змеи, убивающие огненным ядом. Во время странствия Израиля по пустыне Яхве посредством их наказывал ропщущих израильтян: «Яхве послал на народ змеев-сарафов (nəḥašim śərap̄im), и они жалили народ, и умерло множество народа из Израиля. И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Яхве и против тебя; помолись Яхве, чтобы он удалил от нас змеев (naḥaš). И помолился Моисей о народе. И сказал Яхве Моисею: сделай себе сарафа (śarap̄) и поставь его на столб, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея (naḥaš nəḥošet) и поставил его на столб, и когда змей (naḥaš) жалил человека, тот, взглянув на медного змея (nəḥaš hannəḥošet), оставался жив» (Числ. 21, 6-9).
По преданию, медное изображение сарафа, сделанное Моисеем, находилось в Иерусалимском храме до времени царя Езекии (кон. VIII в. до н.э.) (4 Цар. 18, 4). Ко времени деда Езекии Озии относится видение пророка Исайи, в котором сарафы, наделённые человеческими чертами (лицами, руками и ногами) и шестью парами крыльев, прислуживают Яхве в его храме: «В год смерти царя Озии видел я господа (’adonay), сидящего на престоле высоком и превознесённом, и полы его одежды наполняли храм. Над ним стояли сарафы (śərap̄im); у каждого из них по шести крыльев: двумя закрывал своё лицо, двумя закрывал свои ноги, двумя летал. И один взывал к другому и говорил: свят, свят, свят Яхве Воинств! вся земля полна его славы!» (Ис. 6, 1-3).