Блоги |
Чехов. Молодо-зрело
В продолжение этого и вот этого.
Читаю собрание сочинений Антона Павловича Чехова. Теперь на шаг раньше, пятый том, рассказы 1886-87 годов. Это уже не Чехонте, конечно, но еще молодой писатель, хотя уже на удивление, не по годам зрелый. Удивительно тонкое и умное знание жизни во всех деталях и подробностях, без умиления, но и без нагнетания ужасов чернухи.
Ищу и иногда выискиваю мелкие шероховатости, стилистического характера. Например слово "палкообразный" в описании персонажа, позже Чехов избегал подобного рода несколько неуклюжих определений. По крайней мере, так мне кажется.
Еще особенность раннего творчества - все рассказы очень короткие, пока "дыхания" не хватает на бОльшую дистанцию, чем 2-3 страницы. И порой уж чрезмерная анекдотичность, как в "Романе с контрабасом". Мне эта байка совсем не понравилась, уж извините.
Зато видно принципиальное отличие Чехова от Бунина, например. Философски-мировоззренческая, в отношении к человечеству, так сказать.
Вот рассказ "Тайный советник", самый объемный, кстати, уже не такой короткий.
События писываются через восприятие ребенка, но уже повзрослевшего, его воспоминания. В деревню, к некой помещице приезжает из Петербурга в отпуск ее брат, крупный чиновник, тайный советник, то есть штатский генерал. Обычно он ездит за границу, но у него деньги закончились, пришлось ехать к сестре в деревню.
Поначалу его всё там умиляет, особенно некая симпатичная горничная, жена управляющего, мрачного мужика, цыганского происхождения. К его жене проявляет внимание еще и учитель мальчика, от лица которого идет рассказ, но тайный советник особенно настойчив, что приводит к неизбежному конфликту, ревнивый муж не может стерпеть ухаживаний приезжего городского барина-старичка.
У Бунина мрачный цыган-муж непременно убил бы или жену, или ухажера, а то и обоих. У Чехова обходится без трагических красок, а достается только учителю, попавшему под горячую руку ревнивого мужа, да и тот отделался сломанной рукой.
А тайный советник заскучал, взял у сестры необходимую сумму денег и радостно уехал за границу. Правда, перед отъездом он как будто вдруг увидел главного героя и спросил: А это что за мальчик?
Никаких трагедий и "мокрых дел"! Зато вот она жизнь, во всей сложности и противоречии.
Лучшие рассказы пока - "Аптекарша", "Учитель" (весьма грустный), "Муж", "Беспокойный гость", да и "несчастье" великолепно - о том, как женщина склоняется к прелюбодеянию, причем не из-за пресловутого "харрассмента", а из-за собственной слабости.
После рассказов Бунина какое-то время жить не хочется, после Чехова - хочется, невзирая ни на что, и он мне ближе
Читаю собрание сочинений Антона Павловича Чехова. Теперь на шаг раньше, пятый том, рассказы 1886-87 годов. Это уже не Чехонте, конечно, но еще молодой писатель, хотя уже на удивление, не по годам зрелый. Удивительно тонкое и умное знание жизни во всех деталях и подробностях, без умиления, но и без нагнетания ужасов чернухи.
Ищу и иногда выискиваю мелкие шероховатости, стилистического характера. Например слово "палкообразный" в описании персонажа, позже Чехов избегал подобного рода несколько неуклюжих определений. По крайней мере, так мне кажется.
Еще особенность раннего творчества - все рассказы очень короткие, пока "дыхания" не хватает на бОльшую дистанцию, чем 2-3 страницы. И порой уж чрезмерная анекдотичность, как в "Романе с контрабасом". Мне эта байка совсем не понравилась, уж извините.
Зато видно принципиальное отличие Чехова от Бунина, например. Философски-мировоззренческая, в отношении к человечеству, так сказать.
Вот рассказ "Тайный советник", самый объемный, кстати, уже не такой короткий.
События писываются через восприятие ребенка, но уже повзрослевшего, его воспоминания. В деревню, к некой помещице приезжает из Петербурга в отпуск ее брат, крупный чиновник, тайный советник, то есть штатский генерал. Обычно он ездит за границу, но у него деньги закончились, пришлось ехать к сестре в деревню.
Поначалу его всё там умиляет, особенно некая симпатичная горничная, жена управляющего, мрачного мужика, цыганского происхождения. К его жене проявляет внимание еще и учитель мальчика, от лица которого идет рассказ, но тайный советник особенно настойчив, что приводит к неизбежному конфликту, ревнивый муж не может стерпеть ухаживаний приезжего городского барина-старичка.
У Бунина мрачный цыган-муж непременно убил бы или жену, или ухажера, а то и обоих. У Чехова обходится без трагических красок, а достается только учителю, попавшему под горячую руку ревнивого мужа, да и тот отделался сломанной рукой.
А тайный советник заскучал, взял у сестры необходимую сумму денег и радостно уехал за границу. Правда, перед отъездом он как будто вдруг увидел главного героя и спросил: А это что за мальчик?
Никаких трагедий и "мокрых дел"! Зато вот она жизнь, во всей сложности и противоречии.
Лучшие рассказы пока - "Аптекарша", "Учитель" (весьма грустный), "Муж", "Беспокойный гость", да и "несчастье" великолепно - о том, как женщина склоняется к прелюбодеянию, причем не из-за пресловутого "харрассмента", а из-за собственной слабости.
После рассказов Бунина какое-то время жить не хочется, после Чехова - хочется, невзирая ни на что, и он мне ближе