Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Любить в людях будущее: в России отметили столетие Владимира Тендрякова

Любить в людях будущее: в России отметили столетие Владимира Тендрякова
Владимир Тендряков с женой Натальей и дочерью Марией 17.12.2023 Пятого декабря исполнилось 100 лет со дня рождения советского писателя, педагога и сценариста Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984). Он известен как классик отечественной литературы прошлого века, наряду с Юрием Трифоновым, Владимиром Войновичем, Александром Твардовским, Даниилом Граниным, Виктором Некрасовым и другими талантливыми писателями. Тот, кто любит детей, любит в людях будущее, – в этом был уверен Владимир Тендряков. Ведь, как напомнил об уверенности писателя его друг Александр Асмолов, именно почемучки двигают мир. В его книге «Тугой узел» подмечено, что любить будущее людей – это даже больше, чем просто любить. Несмотря на свою устремленность вперед, а, скорее, благодаря именно ей, известный писатель и педагог внимательно изучал и описывал то, что происходит рядом, «здесь и сейчас», был неравнодушен к настоящему. Владимир Тендряков исследовал разные стороны жизни. Его книги посвящены духовно-нравственным проблемам, городской и сельской жизни. С писательским сообществом Владимир Тендряков выступал против поворота северных рек Сибири на юг – такую программу приняли в 1984 году, чтобы обеспечить водой засушливые регионы. При этом не были полностью учтены экологические последствия, затопление сельскохозяйственных и лесных угодий. Первыми на такую опасность обратили внимание представители творческой интеллигенции. Своими выступлениями Сергей Залыгин, Виктор Астафьев, Василий Белов, Юрий Бондарев, Леонид Леонов, Дмитрий Лихачев, Валентин Распутин остановили программу переброса рек. Владимир Тендряков по окончании Литературного института в 1951 году стал работать внештатным корреспондентом журнала «Огонек». Писателя привлекала проблема нравственного выбора. Он старался понять, верны ли утверждения «ложь во благо» или «цель оправдывает средства». Супруга писателя Наталья Асмолова-Тендрякова – журналист, редактор, переводчик, была младше Владимира Федоровича на 10 лет, пережила его почти на 40. Она многое сделала для того, чтобы Владимира Тендрякова не просто помнили, но и любили. Ее брат – Александр Асмолов – был не менее близок по духу писателю, они много лет дружили. Александр Григорьевич ответил на наши вопросы в интервью главному редактору Сетевого издания «Учительская газета» Никите Чудину. – Какое впечатление произвел Владимир Тендряков на вас при знакомстве? – Появился у нас Владимир Тендряков так: он вошел в наш дом, и моя мама сказала ему, что в этот дом можно зайти один раз – и навсегда. Так и случилось. Эта встреча изменила не только мою жизнь, но и жизнь многих вокруг. В нашем доме на Первой Мещанской были интереснейшие люди. Одним из частых гостей был Андрей Вознесенский. Моя сестра дружила с ним, с Евтушенко, с Борисом Носиком, написавшим известную книгу об Альберте Швейцере. Тендряков – это человек, который порождал уникальные вселенные. Считал, что личность умирает, когда начинает жить «по формуле У2»: угадать и угодить. Как только вы становитесь конформистом, отказываетесь от собственного выбора, живете по принципу «туда, куда и люди», вы начинаете не только терять свою свободу, но потихоньку теряете то, ради чего пришли на этот свет – сказать свое слово, сделать так, чтобы человечность в человечестве была еще более яркой. Поэтому Тендрякова всегда интересовали ценностно-этические проблемы. Он писал о трагедиях расчеловечивания – это была ключевая линия и в работе, касающейся образования (я называю его педагогику драматической педагогикой или педагогикой достоинства), и в работах по аналитическому видению возникновения тоталитарной системы в России. Такие его рассказы, как «Кончина», «Донна Анна» передавали трагедию России. Многие писались в стол. В книге Солженицына «Бодался теленок с дубом» упомянут Тендряков. Он боролся с деперсонализацией, обезличиванием. – Тема расчеловечивания у вас является лейтмотивом в ваших интервью – было ли влияние Тендрякова в этом? – В этом Тендряков, скорее, родил, чем повлиял. За мной стоят Владимир Тендряков, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Лев Выготский – люди, благодаря которым я понял многое в жизни, прежде всего, что важно не терять себя. Тендряков каждый день бегал по 10 км по лесу, а я, несмотря на более младший возраст, отставал от него. Я благодаря ему обрел выносливость, которая пригодилась в дальнейшей жизни. Он в буквальном смысле на многие вещи открыл мне глаза. Мое мировоззрение формировалось в общении с многими людьми. С Тендряковым появились уникальные мотивы и ценности. Мне было радостно, что именно он познакомил меня с моим научным отцом Алексеем Николаевичем Леонтьевым. – Почему Тендряков мало рассказывал о войне? – Его цикл рассказов о войне неповторим. Он пишет о войне так, что не понятно, что авторство непосредственного участника событий не было очевидно. В его рассказах нет ощущения, что их написал тот, кто знает, чем кончится война. Владимиру Тендрякову было очень тяжело говорить о войне – так же, как его другу Виктору Некрасову, который написал «В окопах Сталинграда». – Тендряков верил в будущее, в молодое поколение. Какой вклад он внес в его воспитание, по вашему мнению? – В 60-е годы в его фильмах и книгах (фильмы «Чужая родня» по его книге «Не ко двору», фильм «Суд», «Чудотворная», постановка «Без креста» в театре «Современник», произведение «Весенние перевертыши») главное – чрезвычайная значимость нравственно-этического выбора в образовании, он важнее любой холодной дидактики. Без этого понимания ничего не получится. Когда смотришь «Весенние перевертыши» или «Ночь после выпуска», в них очень четко идентифицируются герои. Это были те, кто все время выступали как исследователи. Тендряков по сути подчеркивал, что только вечные почемучки двигают мир. Пока ты задаешь миру вопросы, ты открываешь в него окна, становишься интересен и миру, который интересен тебе, и сам себе. В этом – уникальная сила Тендрякова. У него драматическая проза: в таких вещах, как «Кончина», где показана модель культа личности, писатель сделал все, чтобы выкорчевать из людей тоталитарную систему. И продолжает это делать – для тех, кто решается заглянуть в его книги сегодня. Они не случайно переведены на многие языки. – Какие темы вы считаете самыми главными в творчестве Тендрякова? О чем он хотел, но не успел сказать? – Он не успел сказать очень многое. Мечтал написать сказки и фантастические произведения. Но написал только одну такую книгу: «Путешествие длиной в век». Он четко понимал, что именно воображение, которое окрыляет нас, может вывести из любых зигзагов истории. Когда есть воображение, когда человек не боится мечтать, не боится быть «вопрекистом» (к 100-летию писателя снят документальный фильм «По законам вопрекизма»), он продолжает развиваться. Тендряков конструирует то будущее, в котором люди сами делают свою судьбу, а не оглядываются на того или иного Левиафана. Другая важная у Тенякова тема – люди должны задумываться над тем, что с ними происходит. В его произведении «Шестьдесят свечей» заслуженный педагог к своему 60-летию получает письмо от своего ученика, в котором сказано, что учитель сломал ему жизнь и приговорен к смерти. Герой начинает задумываться, кого он мог так обидеть. Сначала он испытывает гнев и ненависть, а потом вдруг идет «махровая достоевщина», рефлексия, изменение себя. Так что эти 60 свечей – еще одна великая тема. Кроме того, в творчестве Тендрякова показано: человечество будет развиваться оптимистично тогда, когда люди сумеют договариваться друг с другом. Искусство переговоров, умение договориться – самое великое искусство на планете. В произведении «Затмение» прослеживается вопрос: если он и она не могут договориться друг с другом, то как смогут договориться поколения, народы и миры? Тема искусства понимать и слышать друг друга созвучна с Окуджавой: «Святая наука услышать друг друга». – Что, по вашему мнению, повлияло на становление Тендрякова как личности? – Если вспомнить такие его рассказы, как «Параня», «Хлеб для собаки», становится ясно: Тендряков видел, как в деревнях умирают люди, уникальную чудовищность коллективизации, когда люди опухали от голода, и это оставило след на всю его жизнь. У него был «ожог смысла». Эта травма дала ему уникальный творческий заряд, чтобы создать миры, в которых этого бы никогда не было. К столетию писателя напоминаем об интересных фактах из его жизни. Так, известно, что Владимир Тендряков мечтал стать художником. После уроков в школе на берегу лесной речки рисовал пейзажи, однако любовь к книгам все же одержала верх. Во время Великой Отечественной войны он ушел добровольцем на фронт, окончил школу младших командиров в звании сержанта-радиста, затем был начальником батальонной радиостанции. После того, как демобилизовался, преподавал военное дело в родной школе. Там стал пробовать свои силы в литературном труде. Его первая повесть «Экзамен на зрелость» была написана в возрасте 21 года. Детям разного возраста эксперты рекомендуют ознакомиться с такими произведениями писателя, как повесть «Хлеб для собаки»; фантастическая повесть «Путешествие длиной в век»; повесть «Три мешка сорной пшеницы»; фильмы «Весенние перевертыши», 1974; «49 дней», 1962. Они привлекут детей в возрасте от 14 лет. Ребятам постарше будут интересны рассказ «Кого это касается?»; повесть «Расплата»; повесть «Ночь после выпуска»; повесть «Охота»; фильм «Суд», 1962. Воспоминаниями о Владимире Тендрякове с Сетевым изданием «Учительская газета» поделилась и дочь писателя – Мария Тендрякова, ответив на наши вопросы. В музее Вологодских сталкеров, фото Вконкате – Мария Владимировна, что вам больше всего запомнилось из детства в общении с отцом? – Папы не стало, когда мне было 19 лет – поэтому запомнилось многое. Прежде всего, наши прогулки: обязательные вечерние по лесу, в выходные дни или на каникулах, в любую погоду – под разговоры, под интересные рассказы из жизни или из книг, или о том, что прочел сегодня. Я до сих пор путаю, что он мне сам рассказал, а что я у него прочитала. Папа мне привил страсть собирать грибы… Прежде всего, в памяти остались не столько события, сколько именно разговоры. Они могли вестись на самые разные темы: не было запретных тем, тем, которые бы не подходили по возрасту. – Современные дети читают меньше, чем предыдущее поколение. Это веяние времени или проблема воспитания? Не берусь отделить веяние времени от воспитания. Сейчас много альтернатив: мы можем читать не книгу, а обрушивающиеся на нас новости, потому что надо уследить за текущим моментом. В нашем доме было невозможно себе представить жизнь без чтения. Если у меня какая-то книга не шла, а папа считал, что ее читать нужно, читал вслух – по многу часов. Я при этом могла сидеть и рисовать что-то к этой книге. Это было не актерское чтение, это была смысловая читка. – Каким, по вашему мнению, отец видел будущее поколение и будущее страны в целом? – По большому счету, папа был оптимистом – потому что он много страшного видел в жизни. Достаточно вспомнить рассказы «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки», с чем ребенок вступал в жизнь, затем – фронт, война. У Михаила Ромма есть фильм про молодых ученых-физиков: один из них говорит, что он не такой благополучный человек, чтобы позволить себе пессимистично смотреть на жизнь. У моего папы оптимизм был той же природы: он видел слишком много страшного. В Оттепель страна отходила от ужасов сталинизма, со срывами, с отступлениями, но на его веку – отходила, пыталась осознать ГУЛАГ и террор. Была пережита страшная война, о которой была еще живая память, казалось, может быть только лучше, чем то, что уже пережито. Он был мечтателем: читал научную и научно-популярную литературу и мечтал о будущей прекрасной планете, где все производство будет вынесено на орбитальные станции, «…придет время и люди поймут, что Рай здесь, на Земле…» В письмах и черновиках его нахожу, что будущему поколению наши завоеванные свободы могут показаться смешными, но ведь что-то сдвинется с мертвой точки. Он приветствовал технические изобретения – не как самоцель, а на службе человеку. Счастьем казалось жить на планете, с которой всю грязь получится удалить. Отвечая на вопрос о любимом произведении отца, Мария Владимировна отметила, что при его жизни у нее любимого произведения не было. А сейчас, когда «вынырнет» какой-нибудь еще не опубликованный листочек, он окажется самым любимым. Многие произведения наша собеседница могла бы назвать любимыми, но, по ее мнению, любимое – это не обязательно то, что приносит радость, но обязательно то, что созвучно, что точно сказано. Часть заметок Владимира Тендрякова, черновиков, писем остаются еще не опубликованными. Мария Владимировна надеется донести это наследие до читателей. – Какой должна быть современная школа, на ваш взгляд? – Школа меняется независимо от нашего желания. Не уходя в педагогический дискурс, отмечу, что сейчас от общества исходит запрос не столько на набор стандартных знаний, сколько на индивидуальную траекторию образования и развития, на получение того, что может пригодиться в жизни конкретному ребенку, что раскроет его потенциал. Поэтому востребованы частные школы с их индивидуальными программами, домашнее образование. К тому же, сегодня настолько велик массив информации, что приходится учиться ориентироваться в виртуальном мире, различать там добро и зло, отличать достоверную информацию от фейковой. Это непросто даже для взрослого человека. Гаджет стал окном в виртуальный мир. Общее базовое образование в настоящее время – условие необходимое, но не достаточное. Ученика важно научить мыслить, анализировать, а не просто поглощать информацию, ее выбор должен быть осознанным. Прописные истины тоже должны проверяться каждый раз и каждым новым поколением. Вера в будущее, любовь к нему с обязательной перепроверкой прописных истин, пожалуй, могут стать залогом того, что это будущее окажется лучшим. К такой мысли приводит творчество Владимира Тендрякова внимательного и восприимчивого читателя. Учительская газета Читайте и смотрите также: столетие Владимира Тендрякова на сайте Tovievich.ru
Ria.city

Читайте также

Интернет |

Huawei опередила Apple на рынке планшетов в Китае

Интернет |

Китай показал собственных вооруженных собак-роботов

Интернет |

По анализу крови научились выявлять тяжелый тип инсульта

Новости России

Спасатели ликвидируют пожар в торгово-офисном здании на востоке Москвы

Что там в IT: ИИ-отрыв Google, ChatGPT почти человек, отечественный BIOS

20 мая: какой сегодня праздник, что было в этот день

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Слухи, сплетни...


Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Сергей Брановицкий

Снять свой Художественный фильм.

Авто в России и мире

"Мир квартир": в апреле аренда выросла на 1%, до 21,5 тыс. рублей в месяц

Единороссы дали старт работе федерального ситуационного центра для наблюдения за праймериз

Собянин: Акцию «Ночь в музее» посетили порядка 350 тысяч человек

В Республике Марий Эл пройдет культурный проект «Классика: история и современность»

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Камила Джорджи

Экс‑теннисистка Джорджи обвиняется в краже мебели и ковров на €100 тысяч — СМИ



Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him

$90,000 settlement approved in teen’s bullying lawsuit against LAUSD

Ballroom culture coming to the Long Beach Pride Festival

Gunmen open fire and kill 4 people, including 3 foreigners, in Afghanistan's central Bamyan province