Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Колонка Александра Суворова. Жизнь и прозябание

Колонка Александра Суворова. Жизнь и прозябание
Фото из личного архива автора Повышенный спрос на "героев" - там, где наблюдается дефицит обыкновенной добросовестности. "Герои" - это либо нормальные ответственные люди в ненормальном обществе, где таких членов - трагическое меньшинство; либо дилетанты, вынужденные свой низкий профессионализм время от времени компенсировать авралом; либо вовсе бесчеловечные типы, для коих высшая ценность - не человеческая жизнь, хотя бы и своя собственная, а "наука", "искусство" или просто распоряжение начальства, - не человек, а "научная проблема", "творческий замысел" или "выполнение приказа". Культ "героя" - это милитаристский, авторитарный и, как ни странно на первый взгляд, анархический культ (анархия как реакция на принуждение, на несвободу). Слишком уж много бессмыслицы, откровенного хаоса в окружающей действительности, особенно российской. И в житье-бытье отдельных существ, по какому-то недоразумению претендующих на то, чтобы именоваться людьми. Нету в постсоветской России жизни - сплошное выживание на всех уровнях, от бомжа до "олигарха". Сплошное бессмысленное копошение в потугах выжить (термин "Борьба за выживание" звучит, пожалуй, чересчур громко). И в этом копошении, в этой бездонной трясине плавают, давным-давно оторвавшись от всякой тверди, островки подлинно человеческой - то есть человечной! - жизни. Чудесные, щемяще-трогательные в своей беззащитности, исключения из гнусного правила. Островки смысла, обречённые, кажется, на скорое поглощение бессмысленной бездной. Предостаточно бессмыслицы и в моём собственном житье-бытье. И вот прямо в церкви, сразу после причастия, у меня родились на Свет Божий странные строки: Я не здесь. В сияющем просторе, Стоя на коленях, я повис. Подо мною - никакой опоры, Но меня ничуть не тянет вниз. Молча каюсь. С хмурым сожаленьем Отголоски суеты ловлю. Наблюдаю ближних копошенье. Скорбно, отстранённо их люблю. Да, люблю - копошащихся и суетящихся, но люблю уже почти без надежды, что это копошение и суета когда-нибудь прекратится, и начнётся содержательная, осмысленная жизнь. Причём и я сам, конечно, вынужден вместе со всеми копошиться и суетиться. Поэтому-то моё кающееся (и брезгливо отвергающее копошение и суету) "Высшее Я" и занесло в какой-то "сияющий простор". Не в грязь же бухаться на колени? А больше некуда. Остаётся, уж как получится, изображать коленопреклонение в состоянии невесомости, повиснув между небом и болотом. То ли моё "Высшее Я" преклоняет колени, - то ли просто-напросто брезгливо поджимает нижние конечности, хоть в моём видении до поверхности болота добрых полсотни метров... Спасибо, что умудряется висеть всё же не вниз головой. Устал я, господа-товарищи, - это очевидно. Как очевидно и то, что для усталого пессимизма существуют-таки весьма веские объективные причины. Даже увесистые - либо проламывающие черепа, либо (очевидно, в моём случае в том числе) так сотрясающие мозги, что кора с подкоркой местами меняются. Было и есть от чего устать - всем нам. Было и есть от чего мозгам набекрень съехать - у всех у нас. Обосновывая актуальность психологической проблемы смысла жизни, В.Э.Чудновский констатировал, что после краха СССР население на постсоветском пространстве, попросту говоря, сбрендило. Впрочем, это я позволяю себе "попросту говорить", поскольку решил в данном тексте, искренности ради, сгущать краски до предела. В.Э.чудновский же формулировал с академической бесстрастностью, что происходит смена ценностных ориентаций. В советские времена преобладала ориентация "героическая", у молодёжи поощрялись такие завышенные амбиции, которые самым вопиющим образом противоречили более чем скромной амуниции (то бишь реальным возможностям). Пропагандировались подвиги, - воинские, трудовые, "жизненные" ("вся жизнь - подвиг": например, о Николае Островском, об Ольге Скороходовой)... А посему, - размышляет В.Э.Чудновский, - быть может, сейчас как нельзя более уместна древняя мудрость-молитва: "Творец мой, не возноси меня слишком высоко, чтобы не слишком больно было падать!" Иными словами, ради сохранения душевного здоровья не лучше ли ограничивать амбиции самым простым и очевидным созидательным смыслом бытия: посадить дерево, построить дом, вырастить потомство... Реакцией на советскую "подвигоманию" можно считать, например, творчество братьев Стругацких. Чуть ли не с самых первых произведений (таких, как "Путь на Амальтею", "Полдень, XXII век") Стругацкие внушают читателю простую в общем-то мысль: герои, как правило, расхлёбывают чьё-то головотяпство. Будь разгильдяйства, халтурщины, безответственности поменьше, - меньше была бы и необходимость жертвовать жизнью в аварийных ситуациях, потому что меньше возникало бы таких ситуаций. Повышенный спрос на "героев" - там, где наблюдается дефицит обыкновенной добросовестности. "Герои" - это либо нормальные ответственные люди в ненормальном обществе, где таких членов - трагическое меньшинство; либо дилетанты, вынужденные свой низкий профессионализм время от времени компенсировать авралом; либо вовсе бесчеловечные типы, для коих высшая ценность - не человеческая жизнь, хотя бы и своя собственная, а "наука", "искусство" или просто распоряжение начальства, - не человек, а "научная проблема", "творческий замысел" или "выполнение приказа". Культ "героя" - это милитаристский, авторитарный и, как ни странно на первый взгляд, анархический культ (анархия как реакция на принуждение, на несвободу). Решительно присоединяюсь к Вилену Эммануиловичу: посадить дерево, построить дом, вырастить потомство, - это базовые _с_о_з_и_д_а_т_е_л_ь_н_ы_е_ ценности, они неоспоримы. Но приходится констатировать, что на самом деле не так уж много найдётся людей, которые этими ценностями удовлетворяются. Слишком много на свете желающих чувствовать себя значительными персонами в значительно больших масштабах, нежели только семья, друзья да соседи. Это относится даже к самым дряхлым старушкам, которые свято уверены, что Господу Богу до них больше дела, чем собственным детям и внукам. Вот и весь смысл жизни - ощущать себя хоть кому-то нужными... Поскольку, мягко говоря, есть основания сомневаться в своей нужности родным и близким, остаётся надеяться на свою нужность хотя бы Всевышнему. А ведь нужность Богу - это масштаб собственной значительности вселенский, ни больше ни меньше. Все мы твари Божьи, из коих самая малая в Божьем Вертограде не лишняя. На что же ещё рассчитывать "малым сим"? Таким образом, предел "малости" совпадает с пределом "великости" (если не "величия"). Претендующих на собственную значительность в больших масштабах, нежели свой дом и его окрестности, я бы подразделил на следующие категории. (Спешу оговориться, что какие бы то ни было классификации всерьёз не принимаю; сочинять классификации в общем-то легко; классификация - как правило, если не любая, - никак не сам факт, а лишь более/менее адекватное отражение факта в голове теоретика, причём (опять же как правило) далеко не первоклассного. Однако и сам, не претендуя на первоклассность теоретического мышления и великие открытия, классификациями иногда балуюсь, - отчасти в шутку, отчасти наглядности ради.) 1. "Супермены"-циники, всем напоказ и назло признавшие наличную бессмысленность бытия, презрительно отвергающие поиски какого бы то ни было смысла в чём бы то ни было. Цинизм и суперменское наплевательство на всех и всё вокруг - основа всех форм преступности и "обыкновенной" безответственности (в экологии, экономике, политике...). 2. Самозванные "боги", претендующие на разумную организацию окружающего хаоса и, следовательно, на собственную разумность. Но самозванные "боги" в своей разумности убеждены до такой абсолютной степени, что по причине самонадеянности не столько организуют, сколько усугубляют хаос. Хотя на самом деле, наверное, подлинной разумности тем больше, чем меньше самонадеянности, именуемой в Библии гордыней... 3. Богомольцы, готовые вымаливать милости лично для себя у кого угодно - от Иосифа Сталина до Иисуса Христа. Для них с крахом советской системы не так уж и много изменилось, - просто поменяли шило на мыло, религию наизнанку с клеймом "Научный атеизм" - на одну из давно существующих мировых религий, эзотеризм, теософию и т.п. Предельно широко разумность можно определить как способность противостоять бессмыслице, хаосу. Вероятно, та же самая способность, что и знаменитая гегелевская "способность выносить напряжение противоречия". Наверное, в таком понимании разумности сойдутся как материалисты, так и идеалисты, по крайней мере объективные. Только для первых разумность - результат самоорганизации хаоса, и человек или подобное ему существо - единственный субъект разумности, тот, кто её осуществляет. А с точки зрения объективного идеализма субъект разумности противостоит хаосу и осмысливает, гармонизирует, преобразует его в нечто осмысленное, - от века. Человек же (как разъясняет А.В.Мень) подобен Творцу не внешним обликом вовсе, а именно своей разумностью, способностью быть Божиим соавтором в осмыслении, преобразовании хаоса. Ну, а безумием - способностью усугублять хаос, - и непомерной гордыней человек подобен противнику Бога (сатане). Вместо того чтобы раздуваться мыльным пузырём, претендуя на значительность в непосильных масштабах, - лучше, действительно, противостоять бессмыслице, хаосу там, где наши возможности для этого наибольшие. Базовые созидательные ценности чётко определяют эту сферу и сводятся к банальной рекомендации: "Начни с самого себя". Да, начни с самого себя. Прежде чем претендовать на очистку авгиевых конюшен окружающего мира, попробуй очистить собственные. Оно, конечно, потруднее будет. Своё прозябание осмыслить (то есть _п_р_е_о_б_р_а_з_о_в_а_т_ь_) до качества полноценной человеческой жизни. Осмыслить - то есть образовать и воспитать - самого себя. Минимизировать бессмыслицу в собственном бытии. Не быть рабом сиюминутных влечений и капризов. Стать свободным от любых внешних предопределяющих факторов, - по В.Франклу, это внешняя среда, влечения и даже наследственность, - и только противопоставив свою волю этим факторам, реализоваться в качестве человека. Супруги Никитины, учась у своих детей здоровому образу жизни, пришли в конце концов к выводу: "что вредно детям, то и взрослым не полезно". Детям нельзя курить, так почему же взрослым можно? Детям нельзя принимать алкоголь, так почему же взрослым можно? Никитины удивляются: никто же не станет из любопытства прививать себе чуму или холеру, хвататься за голые контакты распределительного электрощита высокого напряжения; словом, никто не станет добровольно причинять себе уж слишком явный вред, разве что самоубийца... - а от медленно действующего яда за уши не оттащишь. Бессмыслица! Вот с профилактики или избавления от такого рода бессмыслицы, если она уже налицо, и надо начинать осмысление собственного бытия. И недаром подростки, сами уже покуривающие, ворчали на меня, когда мне случалось при них закурить: мы, дескать, ладно, а вам это не к лицу. Когда сами уже запачкались, хочется, чтобы самый уважаемый человек был чище - осмысленнее! - нас. Мы можем позволить себе матюкнуться, но от самого уважаемого человека ничего подобного слышать не хотим... Детская чистота - принудительная. Она была бы добровольной, если бы чистыми были взрослые. А так начинаются мечты: вот вырасту, мне тоже всё можно будет. Всё бессмысленное... Мечты о бессмыслице. А взрослые, махнув на себя рукой, тоже начинают мечтать о том, чтобы дети росли лучше - чище, осмысленнее! - чем они сами. Но с какой стати? В бездонном болоте бессмыслицы - личной и всеобщей, - не может быть никаких "Акме", то есть никаких вершин развития. Потому что нет развития. Не может быть никаких вершин на жизненном пути там, где нет жизни, а есть прозябание в рабстве у бессмыслицы. Об Акме (как и о полноценной человеческой жизни) бессмысленно рассуждать, если нет смысла - созидательной цели, задачи. Не зная, куда идти, мы бессмысленно топчемся на месте. Смысл появляется вместе с целью движения, которое, осмысленное целью и маршрутом, превращается в путь. И вот на этом пути уже могут быть и вершины, и провалы. Существование детей взрослые осмысливают, - если вообще осмысливают, - иногда больше, чем собственное. О детском здоровье, например, взрослые заботятся, - если вообще заботятся, - иногда больше, чем о собственном. Но важнее всего, конечно, научить детей самих осмысливать своё существование. Помочь им обрести цель, маршрут и путь, а тем самым - жизнь. (В данном тексте, как читатель, вероятно, уже заметил, понятие жизни я противопоставляю не понятию смерти, у которой возможен свой смысл, а понятию прозябания, у уоторого смысла не может быть по опрделению.) Дидактика может быть - и должна стать - средством осмысления детского существования (иными словами, средством превращения существования в жизнь). Так или иначе строя учебно-воспитательный процесс, мы активно воздействуем на ориентировку ребёнка в окружающем мире, на детский поиск своего места в мире. Ребёнок может стать с детства - победителем, способным ставить перед собой дерзкие цели и достигать их, тем самым выходя в конце концов на уровень Акме. Но ребёнок может стать и неудачником, погрязшим в хаосе, а в криминальном случае - мстителем за свои неудачи, усугубляющим хаос. И за любой сценарий в ответе та или иная дидактика. Недаром говорят иногда, что лучше никакой дидактики, чем традиционная школьная... И глубоко прав Борис Михайлович Бим-Бад, когда настаивает, что убийц тоже кто-то или что-то воспитывает. В поисках дидактической системы, способствующей осмыслению детского существования, превращению его в жизнь, и тем самым - нацеленности детской жизни на Акме, - в этих поисках участвуют и теоретики, и практики-дидакты, разработчики учебных программ. Речь идёт о перестройке учебных программ таким образом, чтобы содержанием учебно-воспитательного процесса было не хаотичное "усвоение знаний", а именно осознание окружающего мира и своего места в нём. Главным учебным предметом становится русский (или немецкий, английский и т.д.) язык, на котором идёт ориентировка в окружающей социальной, планетной и космической действительности. Сначала - разговор по тому или иному кругу проблем (школа, дом, семья, город, страна, планета, времена года, солнечная система...) с опорой на соответствующие по содержанию тексты, и лишь попутно - анализ различных грамматических структур. Этот подход превращает русский язык в базовый учебный предмет, от которого как бы отпочковываются все остальные учебные предметы. Отношения между учителем и учеником строятся по принципу совместно-разделённой дозированной деятельности и сотрудничества. Естественной идеологией такой дидактики представляется мне Ильенковская теория формирования всесторонней, гармоничной личности. В основе этой теории лежит различение универсальных (всеобщих) и профессиональных (специальных) способностей. Основной порок традиционной дидактики, как бы её ни реформировали, - преподавание под видом "основ наук" бесчисленных профессиональных подробностей, в которых ученики безнадёжно тонут. Отсюда снижение учебной мотивации и прочее, на что мы все так дружно сетуем. То есть погружение в бессмысленное прозябание в ответ на бессмысленный "учебный процесс". Дидактика, ориентированная на ильенковское понимание всестороннести и гармоничности личности, пытается преодолеть именно этот порок. И в конце концов ильенковская дидактика должна прийти к перестройке учебных программ по принципу: всё специально-профессиональное - в факультативы, а на первое место - реализация знаменитого Ильенковского призыва "Учить мыслить!", а так же - учить красоте, учить доброте и учить культуре поддержания физического здоровья. Реализуя Ильенковскую философию образования, дидактика будет способствовать и обретению ребятами смысла жизни (смыслом станет - быть и оставаться человеком, то есть Разумным Существом), и нацеленности жизни на Акме, на достижение вершины личностного развития. Господствующая бессмыслица - наша личная и нашего так называемого общества в целом, - любой проект гармонизации (осмысления) хаоса превращает в красивую сказочку. Так я и вынужден квалифицировать то, к чему сам стремился всю профессиональную жизнь. Я не верю, что сказка станет былью. Я не верю, что идеальный смысл восторжествует над реальной бессмыслицей. Я верю только в _н_е_о_б_х_о_д_и_м_о_с_т_ь торжества, победы сказки и смысла. Не в неизбежность, а в необходимость, - в то, что смысл лучше бессмыслицы и надо по мере сил способствовать его осуществлению, сколь бы малоперспективным - или вовсе бесперспективным, - это ни казалось. Не в том (для меня) дело, чья возьмёт, а в том, на чьей я стороне, по какую сторону линии фронта. Не желая примиряться с бессмыслицей, испытывая к ней глубокое отвращение, я могу быть только на стороне смысла. Ильенковская дидактика предполагает снятие искусственной полярности обучения и воспитания. На самом деле идёт один процесс - воспитывающего обучения, обучающего воспитания. В учебной программе много места должно отводиться проблемам человеческих взаимоотношений - внутри общества и общества с природой. Совершенствуя учебную программу с опорой на практический опыт её внедрения, можно попытаться практически поставить и наметить пути решения такой гигантской проблемы, как воспитание человечности и духовности. Это не получится без чёткого теоретического ответа на вопрос, что такое человечность и духовность, - мы просто знать не будем, что именно берёмся воспитывать. Существует Детское движение милосердия, - движение здоровых и больных ребят к общению друг с другом, к взаимопониманию и взаимопомощи. Было бы здорово, если бы дидактику, ориентироованную на ильенковскую философию образования, как-то удалось включить в контекст этого детского движения за человечность, за смысл против бессмыслицы. Пусть бессмыслица распространена как угодно широко, но мириться с ней невозможно, - поэтому остаётся всеми силами уменьшать бессмыслицу в себе и вокруг себя, максимально осмысливая, гармонизируя прежде всего собственную деятельность, собственную жизнь. Можно устать, можно впасть в отчаяние, но смириться с бессмыслицей невозможно, - и остаётся делать всё, чтобы её хоть около тебя и в тебе самом стало поменьше. 20 мая - 9 июля 2000; Последняя редакция: 8 - 11 января 2024
Ria.city

Читайте также

Интернет |

Прошедшую конференция Google назвали «скучнейшей» из всех

Блоги |

Жители Томской области нарушили ПДД более 33 тысяч раз за неделю

Блоги |

Создание сайта. Разработка сайта. Создание сайта с нуля. Создание и продвижение сайта.

Новости России

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

РОССИЯ И КИТАЙ: В МИРЕ ВОЗМОЖНА ГЕГЕМОНИЯ ЛИШЬ ИНТЕРЕСА НАРОДА, ЗАКОНА, ИСТИНЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Владимир Путин попросил передать послание духовному лидеру Ирана

Anadolu: Турецкий дрон Akinci обнаружил в районе поисков Раиси источник тепла

Новости спорта

«Спартак» обыграл «Рубин» в последнем домашнем матче Джикии

"Спартак" обыграл "Рубин" со счетом 3:1

Азербайджанцев оправдали за убийство спортсмена Евгения Кушнира в Самарской области. Делом заинтересовался глава Следкома РФ А. Бастрыкин

В столице Туркменистана - Ашхабаде открыли памятник легендарному армянскому поэту и композитору Саят-Нове

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Бьянка

«Когда поняла, что вешу девяносто – я заплакала»: певица Бьянка поделилась историей похудения в шоу «УТРО.ТНТ»

Авто в России и мире

Путин провел совещание с участием оборонного сектора и сектора безопасности в связи с инцидентом с вертолетом Раиси

На севере Москвы произошло ДТП с участием пешехода на моноколесе

В Якутске презентовали клип к саундтреку фильма "Карина" о поисках девочки

Спасатели ликвидируют пожар в торгово-офисном здании на востоке Москвы

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
WTA

Первая ракетка Казахстана вышла в финал турнира WTA в Италии



$90,000 settlement approved in teen’s bullying lawsuit against LAUSD

Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him

Ballroom culture coming to the Long Beach Pride Festival

Gunmen open fire and kill 4 people, including 3 foreigners, in Afghanistan's central Bamyan province