Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блоги |

Владимир Кудрявцев. ​Упуская время в вечность. По обе стороны жизни

Владимир Кудрявцев. ​Упуская время в вечность. По обе стороны жизни
Фото: binomen.ru 4.05.2024 «У Него все живы» Несколько лет назад в «пасхальной» колонке мы вспоминали Левия Матфея, автора первого канонического Евангелия: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:23). Это ключевой смысл христианской веры. Веры в Бога, которая тождественна вере в Жизнь. В победу над смертью, которая лишь момент вечности жизни. Можно быть верующим или не верующим, – в европейской культуре мы не отыщем более жизнеутверждающего смысла, чем в идее Воскресения Христова. Вспоминали мы и о том, что день Пасхи христиане не посещают погостов и не совершают панихид. Для этого отведен специальный день – вторник после пасхальной недели. Его имя Радоница – как напоминание о том, что вечный праздник Жизни продолжается. И даже молитва за усопших в Радоницу - передача им своей пасхальной радости, радости Воскресения, радости Жизни. Радости воссоединения живших с живущими. Об этом ведь философия воскрешения всех мертвых Николая Федорова, который лишь развивает главный христианский постулат вечности Жизни. И живые делятся своей радостью, оставляя пасхальные яйца в местах последнего приюта. Чтобы радость, радование стало сорадованием по обе стороны жизни. А вот толкование Евангелия от Матфея из «Троицких листков» 19 века: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут, но Бог живых». Бог несовместим с «совершенным уничтожением». Он продолжает творить жизнь через «умное делание» (как это называлось в святоотеческой традиции) всех и каждого, кто посвящает себя нравственному и умственному совершенствованию, не ведая суетной корысти, тщеславия, гордыни. Безусловную ценность жизни утвердило именно христианство. Вы спросите: а как же с крестовыми походами, сожжением «ведьм» и просто неугодных, церковные гонения, «освящение» жертвования жизнью – даром Божьим? Традиция жертвоприношения – вообще, от язычества. Вместо жертвы – подвиг, «духовный подвиг» (в том же святоотеческом наследии). Подвижничество – живое развитие человеческого (богочеловеческого) в человеке и ради человека, что и значит «ради Бога» А что же стоит за искаженной аксиологией? Недопонимание смысла? Сознательная политика, берущая его «напрокат»? Или речь идет не об аксиологическом искажении, а совсем о других ценностях? История человечества устроена так, что вдоль узенькой смысловой тропинки благими, а часто отнюдь не благими намерениями вымощена широченная магистраль, где под знаменами «священной миссии» шагают известно, куда. Правда, очень скоро наступает развилка… Подвижники – от Августина Блаженного до о. Павла Флоренского - избирали тропинку смысла и удерживались на ней любой, порой самой жестокой ценой. Я в некотором роде «из поповичей». Мой прапрадедушка был сельским священником, настоятелем храма в Можайском уезде Московской губернии. Судя по рассказам помнившей его внучки – моей бабушки, строгим и… очень «эффективным». В деревне никто не бездельничал, не пил до утраты образа человеческого и не дрался без весомого повода. Между крестинами-венчаниями-отпеваниями-ежедневными службами – огород и хлев. Это было обычным в семьях сельских священнослужителей – «разделять тяготы крестьянского быта». Я, советский школьник, все бабушку, поповскую внучку, подначивал: а как же мироедство, батрачащие денно и нощно селяне? А она отвечала: «Батраки? Ну да, были - мы, внуки...». Все своими руками. Когда нужно было подлатать купол или крышу старенькой церкви, из Епархии денег не слали. Немолодой уже батюшка вместе со звонарем и служкой забирался ввысь и занимался починкой. Селян не дергали (если кто-то сам не вызвался), чтобы не отрывать от хозяйственных забот. Для него это не было «жертвой» и даже «подвигом», в обыденном понимании. А еще – постоянные визиты в открытый для всех и в любое время дом: приходили, кто за советом, кто за помощью. Батюшка никому не отказывал. Перед его авторитетом трепетали. Но никто не боялся постучаться в домашнюю дверь. Его любили. А он любил тех, кому помогал. От него никто никогда не слышал ни одного грубого, оскорбительного или унизительного слова. Как и от его внучки, моей бабушки, которая однажды встретила такого же «дедушку», чью фамилию я ношу. У моего сурового прапрадедушки было щедрое сердце, не сомневающееся в смысле жизни. Он служил «Богу живых». Я знаю таких священнослужителей и среди молодых. Они счастливы в своей вере и самостоятельны в своем служении. Их жены, дети, прихожане – в основном, такие же, счастливые и самостоятельные, свободные люди. Один такой батюшка оборудовал детскую площадку на церковной территории, чтобы малыши не томились во время службы со взрослыми, а резвились и играли. А его сынишка-школьник – прекрасный звонарь, его колокол узнаваем издалека. Жизнь. Лучики светлого Воскресения Сегодня вспоминаю и Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008), филолога, историка, этнолога, творца и смыслотворца культуры, мыслителя. 1 мая ему исполнилось 95 лет. Имя Гачева знаю давно – он учился с моими родителями на филфаке МГУ, они окончили его в 1952 году. Георгий Гачев Владимир Набоков говорил, что «гений – это негр, который видит во сне снег». Георгий Дмитриевич Гачев обладал даром видеть не только во сне, но и наяву целые миры, в которых он никогда не видел, в которых никогда не бывал. Видеть и любить. Об этом его галерея «Национальных образов мира». Гачев смотрел на каждую культуру как на неразменную часть человеческого Космоса и как на особый завершенный Космос. Даже на самую маленькую. Большинство не только не знает, чем отличаются ороки от орочей, но и не подозревает о факте их существования. Еще бы: тех и других во всем мире примерно по 1000 человек. Они исчезнут, и никто этого не заметит, кроме большой культуры, которая объединяет миллиарды людей. Культура заметит, а миллиарды – нет. Потому что в лице ороков и орочей она лишится каких-то своих самобытных составляющих, без которых будет другой. Культура распадается не макроэтносами, а национальными микрогруппами. Для макроэтносов существует только то, что то, что они способны принять и ассимилировать, переработать, растворить в себе. А не то, что может лежать в основе единства культуры, но в «гомеопатических дозах», то, что до боли обнажают умирающие малые народы. Это надо искать, как искал в Амазонии Клод Леви-Стросс среди индейских племен, вживаясь в их жизнь, влюбляясь в нее. Могикане существуют, покуда жив последний из могикан. Могикане уйдут с ним, но ведь и с ними что-то уйдет. А пока жив он и они, в культурном человеческом мире остается что-то важное, в каждом отдельном случае свое. В этом, среди прочего, и пытался разобраться Гачев. Но сейчас о другом, хотя и связанном. Вот что Георгий Дмитриевич записал 22 апреля 2000 года в своем дневнике: «Вышел — в рай утренней природы: солнышко, птички, сережки свисают свечечками вниз головой в лучах… — благодать и красота! И лиётся просто Радость — как дыхание Бытия. Всё дышит — и я вместе. И не имеет значения: есмь и аз при этом или нет? И никакого от этого отсутствия меня на празднике Жизни огорчения не испытываю. Как герой Толстого: «Чтобы всё это было, а МЕНЯ бы не было?!..» — ужасается, страдает… Ну и что?.. Так называемое «я» = ну, лучик, волна — в хороводе Бытия. И так отрадно — МИР БЕЗ МЕНЯ — как добротен и самоуправен, и всё тут в порядке». Георгий Гачев был человеком верующим, православным. Но главное даже не в этом. Таким, как он, не грозит смерть толстовского Ивана Ильича. А другой человеческой смерти, по большому, счету не бывает. Финал «Смерти Ивана Ильича»: — Да, все было не то, — сказал он себе, — но это ничего. Можно, можно сделать «то». Что ж «то»? — опросил он себя и вдруг затих… «А смерть? Где она?» Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет. — Так вот что! — вдруг вслух проговорил он. — Какая радость! Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело его вздрагивало. Потом реже и реже стало клокотанье и хрипенье. .— Кончено! — сказал кто-то над ним. Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Кончена смерть, — сказал он себе. — Ее нет больше». Он втянул в себя воздух, остановился на половине вздоха, потянулся и умер. Иван Ильич жил с тревогой и печалью, что его небытие отберет у него мир, так и не поняв, что же в жизни «то». И в итоге и не жил, и даже смерти не пережил. Потому что умер заживо, умер как личность, - писал о нем мой учитель В.В. Давыдов. А Георгий Гачев радовался тому, что не просто оставит мир, а оставит, предоставит этот мир самому себе и тем, кому только предстоит испытать чувство встречи с его чудом. Душа Гачева улетела не в «рай утренней природы». Не в саду притаилась. Она во взорах тех, кто прочитает слова его радости. Гачев написал о своей о радости и этим, вместе с собой, обессмертил всех, кто ее разделит с ним «в хороводе бытия», кто передаст ее другим. А если не прочитать, можно и не разглядеть райского чуда, чуда заново просыпающейся апрельской жизни в обычном саду. Не узреть незримой вечности. В этом помогают художники, но Гачев обошелся без живописи. Художник Кузьма Петров-Водкин назвал своего коллегу Павла Филонова «очевидцем незримого». Я не поэт, но позволил себе горстку рифм по этому поводу: Глаз слепят слепки – Зримы лица Нагого света очевидцев: Те разжигают одиноко На слепках тлеющее око. Да, легче с ветхого холста, Когда безвидна и пуста Земля, и тьма пред взором, Но тьма горящих глаз – укором... Рукописи, бывают, горят. И холсты тоже. Горят и сгорают. Горя, не сгорают только кем-то зажженные взоры. Гачев праздновал жизнь ежедневно и ежечасно. И в своих великих, во всех отношениях, трудах. Он «упускал» время, а не держал его на коротком поводке, пытаясь выжать из него последние часы, минуты, в погоне за пользой: «Моя эпитафия звучит так: «Упуская время, жил счастливо» – этот человек, который будет под камнем. Что это значит? Я не шагал в ногу со временем, не приспосабливался, не превращал время в деньги, а, как сквозь песок, упускал время. Но, упуская время, я выходил, пожалуй, в вечность, в никуда. То, что пишется не в современности, не в расчёте на «сейчас», оно, оказывается, не тухнет». На лучиках держится вечный хоровод Бытия. Их источники могут скрываться в ороках и оручах, а мы об этом не подозреваем. Лучики светлого Воскресения разжигают благодать. Пусть за благодатным огнем стоит обычная физика. Но это физика чудесного мира, чудесного, покуда за ним сохраняют право быть самим собой чудесные люди, которым это право принадлежит как его сотворцам. Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
Ria.city

Читайте также

Блоги |

Расскажем о таинстве цирка - Россия, Культура, дети

Блоги |

В Буддийском прошел 57 конкурс по бурятскому языку «Эхэ хэлэн – манай баялиг» («Язык матери – наше богатство»). - Россия, Культура и дети

Блоги |

Почти 80 человек приняли участие в первом областном Дне борьбы 

Новости России

Что там в IT: ИИ-отрыв Google, ChatGPT почти человек, отечественный BIOS

Зрителей эвакуировали из Большого театра в Москве

Терапевт рассказал об алгоритме действий на случай укуса клеща

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Новости там, где Вы

Против незаконного визита Лукашенко в оккупированный и деарменизированный Карабах высказался не МИД Армении, а Тихановская. Фоторяд

РОССИЯ И КИТАЙ: В МИРЕ ВОЗМОЖНА ГЕГЕМОНИЯ ЛИШЬ ИНТЕРЕСА НАРОДА, ЗАКОНА, ИСТИНЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Бурятский театр «Ульгэр» показал на выставке «Театральная весна» кукольный постановку: Россия, Дети, нацпроект Культура

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт на балалайке и не только: топ-10 необычных концертов и музыкальных событий «Ночи в музее»-2024 в Москве

Авто в России и мире

Команда из Егорьевска победила на футбольном турнире в Сочи

WIG DEALERS – больше, чем интернет-магазин париков

Новыми соперниками тульского АКМ станут команды из Магнитогорска, Москвы и Нижнего Новгорода

Всероссийский забег памяти Семена Ржищина прошел в Лобне

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Арина Соболенко

Соболенко — Коллинз: белоруска выиграла первый сет в полуфинале Рима



Ballroom culture coming to the Long Beach Pride Festival

AML check crypto

MTA reveals new electric buses, charging stations in Queens

Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him