Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Блоги |

Владимир Кудрявцев. Вариации на вечную тему. Слово об Исламе Имрановиче Ильясове

Владимир Кудрявцев. Вариации на вечную тему. Слово об Исламе Имрановиче Ильясове
Ислам Имранович Ильясов 7 июня 2024 года оставил этот мир Ислам Имранович Ильясов – профессор факультета психологии МГУ. Через 20 дней 27 июня он мог бы отметить свое 88-летие. И.И. Ильясов - великий знаток и мастер учения, мудрец, способный всякий раз занять позицию ученика, продолжавший на глазах студентов, аспирантов, сотрудников учиться у своих учителей. А как еще можно научить? Ислама Имрановича, как и всякого большого ученого, волновала вечная проблема: как передается через поколения, во времени истории и одной жизни, человеческий опыт, как он осваивается? И что он представляет собой по сути? Видовое и родовое. Что и как передают потомкам животные и люди В животном мире, по мере «усложнения жизни», далеко не все можно записать в наследственные программы поведения. Детеныши многое «высваивают» извне, подражая родителям. Пример из воспоминаний полярника-радиста челюскинца Эрнста Кренкеля, которой приводил в своей книге «Введение в психологию» (1977). П.Я. Гальперин. Белая медведица учит медвежонка прикрывать нос во время охоты на тюленя, чтобы не выделяться на снегу. И вот уже не детеныш - молодой зверь подкрадывается к лунке, где сидит тюлень, по-пластунски, действуя тремя лапами, одна служит для прикрытия черной точки (носа). Тюлень его не замечает. Но в прыжке не очень опытный охотник перепрыгивает через лунку на полметра. Спугнутый тюлень в мгновение ока исчезает. Что делает медведь? Чтобы не остаться голодным, он не пускается в поиск другой лунки и другого тюленя с надеждой, что тот зазевается, пока не повезет. Он начинает тренироваться, совершенствовать навык, дважды перепрыгивая через лунку. Начинает «работать над собой», заново учиться! Мама стремится передать успешный опыт и демонстрирует «образцы для подражания». А что дальше? Условия жизни где-то стабильны, где-то позволяют поддерживать желанный для вида и индивида гомеостаз, а где-то неповторимы в своей изменчивости. Дожидаться мутации? Кушать-то хочется сейчас! Медвежонок, конечно, мог наблюдать и неудачные пробы взрослых особей. Но в мамину «программу научения», состоящую из «образцов для подражания», они едва ли входили. По-настоящему учиться начинаешь сам, когда все сделал по образцу, но терпишь неудачу. В «ситуации разрыва» между тем, чему научили и тем, что нужно доучить, чтобы сделать. Тут подражать кому-то бесполезно. Только самому себе. Да, всякое научение (обучение), том числе, и у человека, начиная с младенческого лепета (в явном виде), включает элемент самоподражания. А это уже не совсем подражание. Правда, Л.С. Выготский считал, что подражание подражанию рознь, и нельзя недооценивать его роли в психическом развитии ребенка как социального существа. Вслед за ним, Е.Е. Шулешко, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко и др. аргументировано настаивали на том, что существуют не только зеркальные, но и куда более сложные формы подражания, которые можно наблюдать в человеческом детстве… Оставим этот вопрос открытым. Передача родового человеческого опыта, по мнению И.И. Ильясова, предполагает совсем иные формы, а главное – содержание. Животное и по праву биологического наследования, и при жизни передает потомству готовые формы поведения, человек в виде культуры - складывающиеся, незавершенные. Культура транслируется в качестве опыта творчества, точнее, творческого потенциала человечества. В качестве опыта «создания новых форм поведения», что, по Выготскому, и характеризует психологическую природу творчества. Через этот опыт способы деятельности могут быть освоены только со всем остальным – проблемами, задачами, замыслами, целями, мотивами, смыслами, затруднениями, разрывами, которые с необходимостью вызвали их к жизни, прежде чем они приобрели общественное значение. В драме передаются не «морали», а извечные «напряжения» - конфликты человеческого бытия, испытывая которые вместе с переживанием катарсиса, люди (зрители) начинают чувствовать себя по-людски. Как бы сказал по этому поводу Ислам Имранович, «человек много чего усваивает». А меньше не может. Это - первое. Второе. Вспоминается парадокс Бертрана Рассела. Коллектив, общество, которое вмещает в себя «содержание всех библиотек», знает и больше, и меньше, чем индивид. Оно не знает хотя бы того, что заставило индивида обратиться именно к этой книге из миллиардов в его библиотеке. Притом что пытается предугадать целевую аудиторию читателей, ее спрос и отклик. С неизбежной погрешностью, - признавая устами поэта: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Дело в том, что в освоении человеческого опыта, размышляет И.И. Ильясов, все большую роль начинают играть индивидуальные «вариации на тему», вплоть до того, что эта роль становится решающей. «Индивидуальные вариации» - не просто фон (условие) усвоения общечеловеческого опыта, а способ его порождения и передачи. Без этого трудно понять природу общественно-культурного опыта как опыта творчества, с освоением и преобразованием которого связывал главное в учении И.И. Ильясов. Маленький Ислам Ильясов с родителями. Фото: dzen.ru В интервью классику гештальтпсихологии Максу Вертгеймеру его друг Альберт Эйнштейн признавался: специальную теорию относительности мог создать другой физик (известно, что Анри Пуанкаре стоял как никто близко к этому), а вот общая – факт моей биографии. Что знают об этом изучающие физику? И знают ли они физику Эйнштейна? Другой пример. Литературовед проф. Е.В. Жаринов в своих лекциях обращает внимание на то, что кинорежиссер Стэнли Кубрик, создавая в 1968 году свою «Космическую одиссею 2001 года», вдохновлялся философией Ницше. Этого Кубрик сам не скрывал, но в понимании фильма упустили критики и зрители, видимо, считая деталью. Ближе к финальной части главный герой Дэйв Боумен стремительно стареет, готовится к смерти, но, в итоге, превращается в странное существо «Звездное дитя», которое взирает из Космоса на Землю. «Звездное дитя» Кубрика и есть Сверхчеловек Ницше. Сюжет инициации – смерти и нового рождения в новом качестве. Инструмент превращения – один из четырех таинственных черных прямоугольных монолитов, артефактов инопланетного происхождения, которые фигурируют в фильме. Первый, – прибыв на Землю в древности, наделил австралопитеков умением пользоваться орудиями созидания и разрушения, вплоть до уничтожения, убийства себе подобного. Так «просто» примат превратился в «просто» человека, которого однажды одиссея заведет в космос, где ему предстоит обрести свою «сверхчеловеческую» сущность. Цикл превращений «человеческого» неожиданно продолжил Стив Джобс, поклонник фильма Кубрика. Образ черного монолита он перенес в свой iPad, который замыслил еще в начале 80-х, и теперь каждый может прикоснуться к этому символу человеческих трансформаций. Классический, хрестоматийный, засмотренный до дыр фильм открывается в оптике неожиданного смыслового поля, которое объединяет в истории Кубрика с Ницше, Джобсом и, конечно, с Гомером. И в нашем понимании. Всего лишь смысловая вариация, связанная с деталями индивидуальной биографии автора, – и новое значение, без которого невозможно понять произведение уже в «старом»! «Индивидуальные вариации на тему родового» - сквозной сюжет культурно-исторической и деятельностной психологии, но именно И.И. Ильясов сделал его центральным, и в исследовании природы учения. Труд внутренней сборки Что общего между учением (с умением, по Давыдову, и свободой, по Роджерсу) и… джазом? Ислам Ильясов ведь был превосходным джазовым саксофонистом. Высшая свобода вариации – импровизация – выдает лишь прочное и глубокое владение темой. Но в чем прочность и глубина? В сериале 'Good Girls Revolt' (про жизнь в 60-х) одна героиня говорит подруге о джазе: «Эта музыка не пытается тебя куда-то унести, а наоборот, пытается отыскать себя, суть себя самой». Она права, джаз, действительно, - «вещь для себя». Не в смысле закрытости для понимания, какой-то эзотеричности или элитарности. Дюк Элингтон, Телониус Монк, Джон Колтрейн или Бадди Рич все делают очень понятно, с музыкальной точки зрения. Порой образцово понятно. На слух. Можно взять ноты. Но попробуйте так сыграть. Придется заменить собой гениев с темой, которая, к тому же, не играется одинаково. Через джаз не нужно продираться, джазу бессмысленно прекословить. Надо лишь покорно принять на себя его волну, но так, чтобы оседлать, воспользовавшись ее же силой, как делают серфингисты. И тогда волна не унесет, а найдет «суть самой себя» в оседлавшем. Джаз и есть своего рода серфинг в музыке. Кто кем (чем) управляет? Волна серфингистом? Серфингист волной? Серфингист управляет собой на волне – не в противоречие, но и не в угоду ее «сути». Так и с подлинным учением, в котором ребенок становится учащимся, а не обучаемым со стороны. Тем, кого в традиции, идущей от Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и В.В. Репкина принято называть субъектом учебной деятельности. А для того, чтобы не «потонуть» в деятельности (которая тут же утратит смысл учебной), нужно «собрать себя» в ее материале. И тогда необходимый материал сам соберется вокруг тебя. Внешне это может выглядеть как импровизация, за которой скрывается труд «внутренней сборки». И именно импровизация покажет, «какая у нас сегодня тема». Джазовый трубач Майлз Дэвис говорил, что в импровизации не бывает ошибок. Психолог Василий Давыдов утверждал, что учение не знает ошибок, ибо его смысл в том, чтобы ошибаться. Художник Сальвадор Дали и вовсе считал, что «ошибка – это от Бога». Божья помощь, которая со временем приходит на смену учительской. А джаз – это еще и исследование. Исследование себя таким, каким ты можешь быть только в джазе. И невозможен вне джаза. Как и учение – исследование немыслимого в себе без учения. Ибо учение не просто заставляет мыслить, а превращает мысль в образ жизни. За свободой духа, в котором переплетено горское и горнее, деликатным, сдержанным артистизмом души, легкой интеллигентной иронией, органичностью в «общении и обобщении», великодушной простотой, равновеликой открытостью мысли «вширь» и «вглубь», заботой, ответственностью и нежностью чувств, несовместимостью с любым диктатом (учительским или начальственным) – во всем, что было присуще Исламу Имрановичу Ильясову, - чувствовалась виртуозность «владения темой». Вечной темой жизни.
Ria.city

Читайте также

Блоги |

День мечты в Год Семьи

Авто |

Водитель и пассажир ВАЗа погибли в ДТП на дороге Киргиз-Мияки – Стерлибашево в Башкирии

Блоги |

В Томске мужчина ушел из больницы и пропал

Новости России

В Дубне сотрудники Росгвардии помогли утиному семейству перейти оживленную трассу

Экс-главу "Автодора" осудили на 12 лет и взыскали почти два миллиарда рублей

“Пусть помучается, посидит без денег”, – защитники Бузовой набросились на прямолинейного Николая Баскова

СЕНСАЦИОННЫЙ ДОКЛАД ПРО ДЕЛО СКРИПАЛЕЙ, САФРОНОВА, ГОЛУНОВА.

Moscow.media

News24.pro и Life24.pro — таблоиды популярных новостей за 24 часа, сформированных по темам с ежеминутным обновлением. Все самостоятельные публикации на наших ресурсах бесплатны для авторов Ньюс24.про и Ньюс-Лайф.ру.

Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией самостоятельно — здесь.

Персональные новости

Музыкальные новости
Evanescence

Сооснователь Evanescence гитарист Бен Муди выпустил ремикс их трека Haunted

Авто в России и мире

Африка: в чём секрет успеха Турции и что учесть России?

Права инвалидов обсудили в прокуратуре в Реутове

«Пришли изменить этот мир к лучшему»: Женя Кривцова приняла участие в ПМЭФ-2024

Нефть дешевеет после роста по итогам предыдущей сессии

Экология в России и мире

Спорт в России и мире

Новости тенниса
Большой шлем

«Надо чем-то жертвовать». Арина Соболенко отказалась ехать на Олимпиаду в Париже


Virtual Luck: Exploring Vavada Casino

Inside wicked world of ‘skinny scams’ as Ozempic and weight loss drug fraud attempts rise into the hundreds of thousands

Vavada Casino: a Leader in the Online Gaming Industry

Scotland star SENT OFF after ‘worst tackle ever seen’ as they capitulate in Euro 2024 opener against Germany